Музыкальное путешествие в этно-мир

Музыкальное путешествие в этно-мир

Можно ли быть равнодушным, слушая африканские напевы, в ритме которых отчетливо слышится стук племенных барабанов? Неужели звуки японской или китайской этнической музыки не рисуют в вашем воображении картины бесконечных рисовых полей в долине широкой и спокойной реки?

Во все эпохи музыка имела невероятное воздействие на человека. Ещё в древнем мире наши предки наряду с инструментами для обработки земли изготавливали еще и музыкальные инструменты. Мистические и загадочные звуки сопровождали племена в проведении различных ритуалов. И уже из века в век, этническая музыка выступала в качестве возможности к самоидентификации и показать культуру своего народа, а сейчас во времена глобализации – это как никогда актуально.

Вообще, очень интересно, что есть обратный эффект глобализации, и она породила обратный процесс: стремление сохранить собственные национальные черты и не потерять свое культурное наследие в процессе всемирной интеграции. Ведь именно этнос способен вернуть человека к его корням, напомнить о традициях и уникальной культуре каждого народа.

Этническая музыка на сегодняшний день набирает обороты и становится более актуальной, и стала характерным отражением определенных тенденций как в культуре, так и в современной жизни в целом. Музыка народов мира становится все более и более популярной, размывая границы между странами и континентами.

Что же такое этно-музыка?

Этническая музыка (этника, этно-музыка; музыка мира; англ. ethnic music, world music) — музыка, связанная с музыкальными традициями народа, объединяющая традиционную народную и современную фолк-музыку. Аналог известного английского термина “world music”. Это понятие гораздо шире, чем “фольклор”. Общим для музыкантов, работающих в данной области, можно считать одно: стремление выйти за рамки усредненной международной поп-музыки и европейской музыкальной традиции.

Этно-музыка повлияла практически на все жанры, даже на классику во времена барокко. А если говорить о роке 60-х, то яркий пример — Beatles (индийские мотивы в нескольких песнях) или Led Zeppelin; даже легендарный Боб Марли, устроивший фурор, объединив современную музыку с национальными мотивами народов Ямайки, впоследствии этот стиль получил название “регги”. И также влияние на электронику на такие группы как: Deep Forest, Enigmа и др.

Сегодня, народные звучания кардинально преобразились, объединились со многими популярными направлениями и заиграли с новой силой. И в этой статье я познакомлю вас с 6 музыкантами нашего времени, кто цепляет своей аутентичной крутой музыкой. Нынче модно называть себя “гражданином мира”, так почувствуйте себя гражданином музыкального мира.

  • Хотели бы узнать, как звучит карпатский рэп и инструменты почти со всего мира?

DakhaBrakha — украинская группа, играющая в стиле “этно-хаос”, связанном с этнической музыкой разных народов. Синтез песенного творчества разных народов мира выдает уникальное явление – проект, не имеющий в мире аналогов по силе идеи. А в сумме с тонко подобранными харизматичными образами группы – это создает весьма впечатляющий эффект. Украинские музыканты принимали участие в различных фестивалях по всему миру и им удалось покорить и легендарный Glastonbury, настоящий символ прогрессивной музыки всей планеты. Группа использует украинские народные песни, записанные участниками группы и их коллегами-фольклористами в фольклорных экспедициях в разных регионах Украины. Песни, исполняемые в аутентичной манере, сочетаются со звучанием широкого ряда инструментов из разных уголков мира с влиянием таких современных музыкальных направлений, как минимализм, хип-хоп, соул и блюз. Они искусно миксуют любые жанры, буквально все, что слышат, собственно именно они вернули украинским слушателям подзабытый тренд карпатского рэпа.

  • А не почувствовать ли себя коренным жителем Сахары и тусоваться под блюзовые гитары туарегов в пустыне?

Родиться, жить, воевать и петь песни на родном языке группе Tinariwen довелось в пустыне Сахара, что, в общем-то, и отразилось как на названии, так и на стиле.
Группа образовалась аж в 1979 году в мятежных лагерях, где нынешним музыкантам, а до этого обычным кочевникам, пришлось нести воинскую повинность. Песни с самого начала имели политическую направленность типа национального пробуждения, борьбы за гражданские права и против нескончаемых репрессий, требования суверенитета.
В Алжире и Мали, не смотря на статус “запрещённой группы”, отсутствия не то что интернета, а и банальной телефонной связи и почтовой системы, “Tinariwen” обрели, так сказать, народную любовь и соответствующий звёздный статус. Они известны также и в Европе, часто гастролируют и дают концерты.
А в 2012 году за альбом Tassili (2011) они получили премию “Грэмми” в категории: Best World Music Album.

В видео показана культура туарегов: у них есть традиция, где по достижению совершеннолетия юноши получают от отца острый меч и покрывало, за которым они всю жизнь будут скрывать свое лицо, снимая его лишь в присутствии супруги или любовницы. Очень интересно, что при Исламе у туарегов матриархатный строй. И женщины не обязаны прикрывать лицо

  • Захотелось бы отведать яркой цветной музыки?

Colors Show не перестает радовать, приглашая новых интересных артистов и обогощать свой канал колоритными артистами, как Lido Pimienta.
Лидо Пимиента – колумбийка из Канады, певица и автор песен. Ее музыка включает в себя различные стили и влияния, в том числе традиционные аборигенные и афро-колумбийские звучания, а также электронную музыку. В голосе Лидо я словно расслышала микс Bjork и близняшек Ibeyi.

“Карибский голос, африканские барабаны, туземные флейты, колумбийская кумбия, электронная музыка, глобальная музыка и тонна-тонна чувств” – комментарии на ютубе описывают прям в точку:

  • Не возникало желания пошаманить в лесу и послушать современный русский фольклор?

Вас будет ожидать дуэт Ивана Дорна и Звенты Свентаны.
Zventa Sventana
— проект Тины Кузнецовой и Юрия Усачева. И у них в действительности прогрессивный взгляд на фольклор. Они переосмысляют фольклор и адаптируют его для современного слушателя. Все треки Zventa Sventana — это неизвестные широкому слушателю народные песни, собранные этнографами XIX и XX веков. Тина Кузнецова находит их в экспедиционных архивах и воплощает в новом звуке, сплетая фольклор с танцевальной электроникой, хип-хопом, инди-попом и даже нео-классикой. А с творчеством Ивана Дорна знакомы почти все, и все знают, что нет предела экспериментам Дорна.

“Мужа дома нету” — это народный танцевальный хаус. Трек про грань между свободой и разгулом. Про то, как безудержное веселье может увести на темную сторону силы. Изначально это застольная песня, которую в селе Россошки воронежской области исполняли на свадьбах. Так девушкам внушали нормы поведения, а точнее то, как вести себя точно нельзя. Особенно в ситуации, когда “мужа дома нету”.

  • Хотелось бы оказаться в монгольских степях/лесах и обучиться горловому пению или прокричаться ?

The Hu — очень крутые монгольские парни исполняют музыку в таких направлениях, как фолк-рок, фолк-метал, хеви-метал с использованием горлового пения, а также монгольских музыкальных инструментов, таких как моринхур и топшуур. Название группы The Hu (монг. Хун) в переводе с монгольского языка означает “человек”.
Удивительно, что они попали на первую строчку Billboard, забив на тренды, делая музыку преимущественно на национальных инструментах и исполняя исключительно на монгольском языке. А еще, классным достижением The Hu считаю то, что они выпустили музыкальный клип на песню “Wolf Totem” с участием фронтмена Papa Roach Джекоби Шэддикса.

  • Чувствовали себя когда-нибудь патриотом, слушая кыргызскую музыку?

Да, без доли небольшого патриотизма обойтись не смогу. Гулзада Рыскулова — одна из немногих, кого можно считать одной из ярких представительниц этно-музыки в КР.
В ее творчестве переплетается традиционность кыргызского народа и современность, а именно: этно-джаз, поп, рок и электроника. Когда впервые появилась Гулзада с песней “Мен Кыргыздын Кызымын” – во мне проснулся патриотизм в достаточной мере. Ее творчество и вправду заслуживает большего уважения, и сейчас когда идет волна внедрения традиционной музыки (на примере Атабекова с песней Мурас), хочется, чтобы в КР создавалось побольше подобной аутентичной музыки.

Просто раздвигайте границы, изучайте страны и культуру через самый приятный способ – музыку.

Добавить комментарий

Закрыть меню