Как применять дизайн-мышление в работе

Как применять дизайн-мышление в работе

OKNO продолжает серию партнерских материалов совместно с фестивалем Go Viral, который ежегодно проходит в Казахстане.

Айдана Даулбаева – менеджер по инновационным продуктам в стартап-компании POWr.io Software в Кремниевой долине, США. На еженедельной встрече Meet&Talk сообщества Go Viral Айдана поделилась опытом и рассказала о том, как применять дизайн-мышление.

Дизайн-мышление

Это ступенчатая процедура решения проблем нестандартным способом, где акцент делается на интересах и нуждах человека. Дизайн-мышление применимо везде, где есть пользователь сервиса, получатель услуги или покупатель продукта. Дизайн-мышление подходит для стартап-проектов, так как у них схожие принципы. У стартапов это называется customer development (развитие клиента). 

Дизайн-мышление состоит из пяти этапов: эмпатия, определение, идея, прототипирование, тестирование. 


Нельзя сделать продукт, если вы не знаете для кого он предназначен. 

1. Эмпатия. К примеру, стоит задача увеличить продажи. Для решения этой задачи нужно поставить себя на место покупателя, понять мотивы, чувства, желания и покупательскую привычку, то есть изучить и прочувствовать. Это и значит проявить эмпатию к пользователю, покупателю или клиенту. 

Как? Первое – наблюдать за покупателями и их поведением.  Второе – вовлекаться и беседовать с покупателем через глубинное интервью. Компании ошибаются, когда считают, что на глубинные интервью нет времени и отбрасывают в сторону. На этапе эмпатии важно узнать “боль” покупателя и сделать это можно через беседу. 

Приемы проведения интервью:

– делать вид, что у вас недостаточно информации, тогда покупатель будет охотнее рассказывать;
– задавать пять вопросов “почему”, тем самым побуждая покупателя задуматься и делиться мнением; 
– избегать закрытых вопросов, где ответ покупателя сводится к коротким “да” или “нет”;
– спрашивать о прошлом опыте и не задавать вопросы о будущем. 

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - empathy-768x1024.jpg

2. Определение или фокусировка. Переходим к определению проблемы, где обрабатываем данные исследования, чтобы выделить ключевые проблемы и сфокусироваться на них. На этом этапе задача состоит в том, чтобы сформулировать вопрос.
Для этого обрабатываем информацию: разбиваем на группы, выделяем “персону-модель” – детальная характеристика покупателя и выписываем цитаты покупателей. 


Когда вы правильно поймете проблему, тогда и решение найдете правильное. 

3. Генерация идей и выбор идеи. Определив проблему, переходим к поиску решений.

Как генерировать идеи 

Используем бодисторминг, майндмэппинг и скетчинг. Если хотите услышать много смелых и инновационных идей, то исключите критику (плохой идеи нет), создайте позитивную атмосферу для командного обсуждения, вовлекайте в обсуждение людей с различным опытом и используйте принцип “да и …”. 

Как работает принцип “да и …” 

Собеседник выдвигает предложение, на что вы отвечаете положительно и приглашаете развить идею. Рассмотрим вымышленную ситуацию, продолжая тему продаж:

– Я думаю продажи можно увеличить если поменять дизайн упаковки.
– Да и…
– Упаковка неудобная, так как нет ручки.
– Да и…
– Хотя на самом деле неудобно брать продукт потому что объем большой.
– Да и…
– Даже если добавить ручки, с верхней упаковки все равно неудобно доставать.
– Да и…
– Проблема в принципе не в упаковке, а месторасположение продукта, надо поговорить с магазином и предложить спустить продукт на нижнюю полку.

После сбора идей переходим к отсеиванию и выбору конкретной идеи. 

Как выбирать идеи  

Создайте критерии отбора, такие как потрясающая, нестандартная или разумная идея. Выбрать идею можно также путем голосования, тут главное не потерять энтузиазм той части команды, чью идею не поддержали большинством. Далее переходим к прототипированию, чтобы оценить работоспособность идеи.

4. Прототипирование. Главное помните, что прототип должен быть простым и дешевым. Не забывайте, что цель прототипирования – это протестировать решение. Прототипирование помогает генерировать идеи, продемонстрировать нагляднее предложенное решение и потерпеть неудачу быстро и дешево.

Из чего создают прототипы:

– бумага/скетч от руки;
– “живой” прототип с помощью таких сервисов как invisionapp.com и axure.com;
– в векторном формате с помощью программ Adobe Illustrator, InDesign, Sketch 3, balsamiq.com, gomockingbird.com и другие;
– сторителлинг, когда презентуешь идею в виде рассказа;
– макеты из подручных материалов;
– сториборд
– конструктор Lego
– стоп-моушн, если продукта еще нет, снимите видео и передайте атмосферу;
– бодисторминг – поставить сценку с участием людей, чтобы продемонстрировать работу сервиса или продукта. 

5. Тестирование. Последний этап – это обратная связь покупателя о прототипе. Тестирование помогает улучшить прототип, доработать решение и узнать пользователя. На этом этапе спрашивайте у покупателя что не нравится и почему.
Важно помнить, что дизайн-мышление – это постоянный процесс, где можно повторить весь процесс или же отдельные этапы по мере необходимости. 

В каких ситуациях дизайн-мышление полезно

Если брать пример из IT сектора, то рассмотрим создание продукта для бизнеса (SaaS – программное обеспечение как услуга) и для большего количества пользователей (Customer product – услуга для клиентов). При создании продукта для бизнеса, некоторые избегают дизайн-мышление так как думают, что у продуктов нет конечных пользователей. На самом деле, дизайн-мышление полезен в решений задач связанных с человеком и его жизнью. Дизайнеры, архитекторы, маркетологи, операционники, любые специалисты могут применять в работе дизайн-мышление.  

Преимущества дизайн-мышления

Экономия времени. Когда есть четкая процедура решения проблемы, не приходится тратить время на обдумывание последовательности шагов. Если грамотно и правильно следовать методике, то быстрее приходишь к эффективному решению.

Движущая сила дизайн-мышления

Этап эмпатии. В разработке инновационных технологий есть два подхода – проблемно-ориентированный и движимый технологиями. Согласно практике, инновации, движимые технологиями, не достигают успеха, так как не находят ниши на рынке. Если вы создали крутую технологию, но не позаботились о том, какую проблему человека она решит, то смысла в этой технологии нет. 

Успех внедрения дизайн-мышления на рабочем месте

Главное не лениться и выполнять пять этапов методики. Важно также понимать и правильно реализовывать каждый из этапов. 

Совет для “новичков” в дизайн-мышлении:

Первое. Не относиться к методике слишком серьезно. Не заостряйте внимание на том, что предстоит работа, требующая много времени. Решайте вопросы по мере их поступления. 

Второе. Ознакомиться с техниками каждого этапа дизайн-мышления и выбрать, то что подходит. 

Третье. Пробуйте! Не тратьте время на размышление и обдумывание деталей. Чем раньше приступите к использованию, тем раньше поймете работает ли эта методика для вас или нет. 

Добавить комментарий

Закрыть меню