Актуален ли фильм «Безумно богатые азиаты» в Центральной Азии

Актуален ли фильм «Безумно богатые азиаты» в Центральной Азии

Вы наверняка слышали о фильме «Безумно богатые азиаты». Вы наверняка слышали и о его умопомрачительном успехе в американском прокате. По последним данным, картина Warner Bros., мировая премьера которой состоялась 7 августа, с учетом прошедшего уик-энда собрала в США уже почти $150 млн. Это ставит ее в один ряд с самыми успешными романтическими комедиями в истории. «Безумно богатые азиаты» в этом списке скоро вероятно обгонят первый полнометражный «Секс в большом городе» ($153 млн), «Предложение» ($164 млн), а возможно и «Правила съема: Метод Хитча» ($181 млн).

Голливудский фильм, снятый по популярной книге сингапурского писателя Кевина Квана, хвалят за репрезентацию азиатов в мейнстримном кино. История об американке китайского происхождения, которая впервые знакомится с семьей своего бойфренда (а это, к слову, одна из самых богатых и уважаемых китайских династий), максимально близка к литературному оригиналу. Главную героиню американские продюсеры не сделали белой, в актерском составе только азиаты, действие разворачивается на фоне самых узнаваемых мест Сингапура. Последний раз крупная студия США снимала такой фильм (про современные реалии азиатов) в 1993 году – «Клуб радости и удачи».

Об этнической репрезентации в Голливуде в этом году говорили много, особенно когда в прокате был революционный по многим меркам блокбастер «Черная Пантера». Это не только первый фильм про темнокожего супергероя от Marvel, но и один из немногих популярных фильмов, где во всей красе представлена культура африканских народов. Даже удивительно, что в США, где почти 40% населения составляют небелые, только в 2018 году появились по-настоящему масштабные фильмы с темнокожими и азиатами не во второстепенных, а главных ролях. Коммерческий успех «Черной Пантеры» и «Безумно богатых азиатов», похоже, говорит о том, что и аудитория устала от этнического и культурного однообразия в массовом кино.

В Казахстане и Кыргызстане «Безумно богатые азиаты» вышли в прокат только в середине сентября. Хотя обе страны формально входят в регион Центральной Азии, у западного зрителя Азия скорее ассоциируется с Китаем, Японией, Кореей и Малайзией. Тем не менее, в отсутствии собственного Болливуда, казахи и кыргызы смотрят в основном американское кино. Глупо предполагать, что ни один при этом не надеется найти что-то знакомое в историях на экране, не хочет искренне сопереживать героям. С этой точки зрения «Безумно богатые азиаты» все же куда ближе нашему зрителю, чем любая другая романтическая комедия американского производства. Не претендуя на выкрики «so relatable!» на протяжении всех двух часов фильма, рассмотрим, как к нему может отнестись зритель из стран Центральной Азии.

3 причины, по которым фильм покажется актуальным:

1. Внешность героев

Это кино про китайцев, которые живут в Сингапуре, и китайцев, которые живут в Америке. Поэтому, если вы не входите в одну из этих групп, то вряд ли заметите поразительное сходство персонажей фильма с собой или знакомыми. Кроме того, вас возможно даже иногда по ошибке причисляют к нации, к которой вы не относитесь. Классика – бодрое «Нихао» от особо бестактных иностранцев во время поездок за границу. «Безумно богатые азиаты», кстати, тоже подверглись критике от фанатов книги Квана за малазийца Генри Голдинга в главной мужской роли китайца Ника Янга. При этом, молодой девушке из Казахстана легче представлять себя на месте Рейчел Чу, чем в роли одной из героинь популярных в последнее время Дженнифер Лоуренс, Марго Робби или Эммы Стоун. Персонаж Констанс Ву – не высокая блондинка с голубыми глазами, а темноволосая преподаватель среднего роста, раскосые глаза которой так знакомо под определенным углом могут казаться разными по размеру, а ноги заметно укорачиваются при неправильно подобранной линии талии на платье. Тем не менее все в фильме зовут Рейчел красавицей – мгновенный плюс к уверенности девушек, на экранах которых слишком мало Рейчел.

2. Семейные взаимоотношения

Обычно в голливудских фильмах молодые герои живут самостоятельно, с родителями видятся только по праздникам (те, как правило, приезжают из другого штата с кучей подарков) и по самым важным вопросам советуются с группой друзей за кружкой пива в местном баре. Конечно, есть и семейные драмы, в которых конфликт поколений лежит в основе сюжетной линии. Но редко где показывается неприкосновенный авторитет старших, присущий всем культурам Азии. Авторитет родителей, распространяющийся на выбор профессии, выбор супруга и все другие определяющие судьбу детей решения. В «Безумно богатых азиатах» даже мимолетом упоминается, что свадьба друзей Ника считается великим событием из-за статуса родителей с обеих сторон. Знакомо? Может и на пригласительных значится имя родителей, а не молодоженов, как у наивных американцев?

3. Общественное мнение

Новость о том, что Ник приезжает домой с девушкой разлетается по всему Сингапуру за первые минуты фильма. Любопытные знакомые без тени стеснения тут же уточняют подробности у родственников парня. На официальном приеме Рейчел едва ли может избежать вопросов о своем происхождении и социальном статусе родителей. Эти сцены показывают зрителю, насколько важно то, что думают о тебе и твоей семье, для героев фильма. Эта черта действительная присуща жителям азиатских стран, в том числе и Центральной Азии. Здесь популярное на Западе «личное пространство» уступает место коллективному мышлению. Семьянин, надеющийся попасть вместо китайского Vogue в британский, напоминает особый тип знакомых, у которых машина лучше жилья (ее чаще видят) и все иностранное по определению лучше местного.

3 причины, по которым фильм покажется менее правдоподобным

1. Поведение Рейчел

При первой встрече с мамой своего парня она бросается той в объятия. За семейным ужином расспрашивает новых знакомых о таких подробностях, которые обычно знает только узкий круг людей. На званом приеме, не дожидаясь официального представления, сама инициирует разговор с предполагаемой бабушкой бойфренда. Сложно представить девушку, воспитанную в азиатской семье (где приветствуется сдержанность и соблюдается субординация), настолько раскованной, а в какой-то степени и бестактной. Можно было бы списать это на то, что Рейчел росла в Америке, если бы зрителю не показывали ее владеющий китайским в совершенстве. Это и сцены с участием ее мамы предполагают, что Рейчел все же знакома с китайской культурой и воспитывалась более традиционно. На этом фоне органично смотрится мать Ника. В отличие от других фильмов, где мама не одобряет выбор сына (например, «Если свекровь – монстр»), она не строит козни, не впадает в истерики, а лишь взглядом и многозначными фразами дает понять о своей позиции.

2. Комичность некоторых героев

Понятно, что жанр фильма – комедия. Но даже с учетом жанровых особенностей, семья подруги Рейчел Пек Лин смотрится хоть и смешно, но неправдоподобно. Известный многим по «Мальчишнику в Вегасе» Кен Жонг играет отца семейства и предстает в своем привычном амплуа шута. Фильм, во многом считающийся прорывным, мог бы отказаться от клише и дать актеру более серьезную роль. Однако не перебарщивает и органично смотрится в кадре играющая Пек Лин Аквафина (украшение фильма, по мнению многих). 

3. Герои, общающиеся между собой на английском

Казалось бы, этот момент не должен отвлекать зрителей, смотрящих картину в переводе. Но даже так становится понятно, что герои общаются на китайском только в моменты, когда на экране появляются субтитры. Это с учетом того, что единственный человек с Америки на протяжении всего фильма – Рейчел, но и она владеет китайским. Делать английский основным языком общения всех других национальностей – стандартная практика в голливудских фильмах, вызванная основной аудиторией прокатчиков в США. Поэтому в «Безумно богатых азиатах» этот факт обращает на себя внимание, но ничуть не больше, чем отсутствие упоминаний о работе Ника в Нью-Йорке и то, что Рейчел абсолютно не догадывалась о его материальном благополучии.

О «Безумно богатых азиатах» говорят в основном в контексте репрезентации азиатов, но стоит отметить, что фильм отлично показывает, как сюжет, держащийся на плаву за счет женских персонажей, может обеспечить успех у широкой аудитории. (Напомните, почему в киноиндустрии еще есть стеклянный потолок?) В фильме интересно наблюдать за Рейчел, Элеонор и Астрид Янг, Пек Лин. Даже бабушка Янг в свои редкие моменты появления смотрится интереснее главного мужского персонажа. Ник и его друзья (имена которых вряд ли кто будет помнить после просмотра), в свою очередь, служат для эстетического удовольствия, появляясь на экране с голым торсом или в эффектных белых костюмах. Объективизация мужчин? Не слышали.

У этой записи один комментарий

Добавить комментарий

Закрыть меню